Понятие «искусство». виды и формы искусства, его функции
Содержание:
- Рисование светом
- Жанры
- Домашнее задание
- Примеры произведений искусства разных видов
- Виды и формы
- Реверс трёхмерных изображений
- Форма
- Искусство – инструмент культуры
- Функции и свойства
- А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
- Где и кому нужна история искусства?
- Синтетическое или настоящее
- «Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»
- Функции
- Стиль искусства
- Пластические или пространственные виды искусства
- Классификация
Рисование светом
www.lightpaintingphotography.com
Как ни странно, самые первые практики световой живописи не воспринимали её как искусство. Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались проблемой повышения эффективности промышленных рабочих. В 1914-м году пара начала использовать свет и камеру для того, чтобы записать некоторые движения людей. Изучив полученные световые образы, они надеялись найти способы сделать работу персонала легче и проще.
www.tutophoto.com
А в искусстве этот метод начал использоваться в 1935-м году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал фотокамеру с отрытым затвором для того, чтобы снять самого себя, стоящего в потоках света. Очень долго никто не догадывался о том, что это за световые завитки изображены на фото. И только в 2009-м году стало ясно, что это не набор случайных световых завитков, а зеркальное отображение подписи художника.
Жанры
Искусство многогранно. Оно состоит из различных жанров, которые позволяют выразить творческие идеи мастера.
В литературе проявляется через слово. Среди жанров литературы выделяют:
- лирику;
- драму;
- эпос.
Музыка выражается через звуки, бывает вокальной или инструментальной.
Музыкальные жанры:
- опера;
- романс;
- соната;
- эстрада.
Способ выражения танца – движение, их существует несколько:
- народные;
- современные;
- бальные.
В живописи используют цвет, основные жанры изобразительного искусства:
- пейзаж;
- портрет;
- натюрморт.
Основа театра – актерская игра. Существуют оперные, драматические, сатирические театры.
Фотография передает изображение объектов с помощью технического оборудования.
Домашнее задание
1. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.
2. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений?» Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?
*
Примеры произведений искусства разных видов
Приведем конкретные примеры из общепринятых видов искусства.
Изобразительное искусство
Оно подразделяется на графику, живопись, скульптуру.
Графику считают предшественницей живописи и относят к этому виду такие примеры работ, как рисунки, литографии и гравюры. Суть графики — передача основных очертаний и линейных соотношений предметов и фигур.
Пример
Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари», Рембрандт «Три дерева», Микеланджело «Идеальная голова».
Живопись относят к плоскостным видам изобразительного искусства. Выделяют монументальную и станковую живопись. Примеры монументальной живописи — фреска и мозаика. Примеры станковой живописи — работы, созданные на мольберте.
Примерами жанров живописи выступают:
- пейзаж;
- портрет;
- натюрморт;
- анимализм;
- иконопись;
- бытовой и исторический жанры.
Пример
П.О. Ренуар «Портрет Клода», Диего Веласкес «Сдача Бреды».
Скульптура является частью пространственного изобразительного искусства, при котором пластические образы выступают отражением мира и видения художника. Скульптуру разделяют на несколько видов:
- Станковая скульптура — декоративные элементы внутренних убранств, которые необходимо рассматривать вблизи.
- Декоративная скульптура — фигурки, мелкая пластика, бытовые предметы утилитарного характера, придающие уют и особый шарм интерьеру.
- Монументальная скульптура — мемориалы и памятники, созданные в открытом пространстве и доступные широкой публике.
Пример
Микеланджело «Вакх», «Пьета».
Архитектура
Архитектура — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения, а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.
Любое архитектурное строение образуется через создание объемно-пространственной композиции с учетом природных условий (сейсмичность, ландшафт, климат) и назначения постройки.
Пример
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Храм Василия Блаженного (Москва).
Декоративно-прикладное искусство
Оно нацелено на создание бытовых предметов, имеющих практическую, художественную и эстетическую ценность. Часто имеет принадлежность к национальности, этносу и территории. В основе ДПИ лежат ремесла и промыслы, распространенные в регионах и имеющие географическую привязку. Яркими примерами декоративно-прикладного искусства являются:
- вышивка (Золотошвейная, Владимирская);
- роспись по ткани (Павловопосадские платки, шарфы, шали);
- вязание из шерсти (Оренбургские пуховые платки);
- художественная керамика (Гжель, Скопино, Каргопольская и Дымковская игрушки);
- кружевоплетение (Михайловское, Вологодское);
- резьба по кости (Тобольская, Холмогорская);
- резьба по дереву (Абрамцевская, Богородская);
- роспись по дереву (Хохломская, Мезенская, Полховская, Городецкая);
- обработка металла (Каслинская ковка, Ростовская финифть).
Литература
Выделяют несколько видов литературы:
- художественную;
- историческую;
- справочную;
- научную;
- научно-популярную;
- учебную;
- публицистическую литературу.
Литературные произведения могут быть прозаическими и поэтическими.
Примеры жанров литературных произведений:
- рассказ;
- повесть;
- статья;
- новелла;
- поэма;
- эпос;
- роман;
- баллада;
- сказка;
- миф;
- былина и др.
Пример
Достоевский «Преступление и наказание», Джордж Оруэлл «1984».
Музыка
Виды музыки:
- инструментальная;
- вокальная;
- вокально-инструментальная.
Самые популярные примеры музыкальных направлений:
- симфоническая;
- камерная;
- театральная;
- эстрадная;
- народная.
Пример
Глинка опера «Жизнь за царя».
Театральное искусство
Представляет собой разыгрываемое коллективом или отдельными актерами драматическое действо.
Примеры жанров:
- комедия;
- драма;
- трагедия;
- мюзикл;
- опера;
- балет.
Пример
Мюзикл «Моя прекрасная леди».
Искусство фотографии
Оно объединяет технологический прогресс и творческое начало.
Примеры жанров:
- портрет;
- панорама;
- природный вид;
- исторические зарисовки;
- городские виды;
- животные;
- натюрморты.
Пример
Работы знаменитых фотографов: Эрика Юханссона, Билла Гекаса.
Кинематограф
Жанры кино:
- документальное;
- историческое;
- комедийное;
- драматическое;
- фантастическое;
- триллер;
- экшн;
- короткометражное;
- мультипликационное и др.
Виды и формы
Изначально искусством считался нерасчлененный, то есть общий комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно таких примеров искусства, как театр, музыка или литература. Все было слито воедино. Только спустя время стали появляться разные виды искусства. Так называют исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, которые используют для создания разные средства.
В зависимости от использованных средств различают такие формы искусства:
- Литература. Использует словесно-письменные средства для создания образцов искусства. Здесь выделяют три главных рода – драма, эпос и лирика.
- Музыка. Ее делят на вокальную и инструментальную, чтобы создавать образцы искусства используются звуковые средства.
- Танец. Чтобы создать новые образцы, используются пластические движения. Выделяют балет, ритуальное, бальное, современное и народное искусство танца.
- Живопись. При помощи цвета отображается реальность на плоскости.
- Архитектура. Искусство проявляется в преображении пространственной среды сооружениями и зданиями.
- Скульптура. Представляет собой художественные произведения, которые имеют объем и трехмерную форму.
- Декоративно-прикладное искусство. Эта форма связана непосредственно с прикладными нуждами, это художественные предметы, которые могут применяться в быту. Например, расписная посуда, мебель и т.д.
- Театр. При помощи актерской игры на сцене разыгрывается сценическое действо конкретной темы и характера.
- Цирк. Своеобразное зрелищно-развлекательное действие со смешными, необычными и рискованными номерами.
- Кино. Можно сказать, что это эволюция театрального действия, когда еще используются современные, аудиовизуальные средства.
- Фотография. Заключается в фиксации зрительных образов техническими средствами.
К перечисленным формам можно еще добавить такие жанры искусства, как эстрада, графика, радио и т.д.
Реверс трёхмерных изображений
Alexa Meade
В то время как анаморфоз старается сделать двумерные объекты похожими на трёхмерные, реверс трёхмерных изображений пытается сделать так, чтобы трёхмерный объект стал похож на двумерный рисунок.
Alexa Meade
Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. В своей работе Мид использует нетоксичную акриловую краску, с помощью которой она заставляет своих ассистентов стать похожими на неодушевлённые двумерные картины.
Alexa Meade
Эту технику Мид начала разрабатывать ещё в 2008-м году, а публике она была представлена в 2009-м году.
Alexa Meade
Работы Мид, это, как правило, человек, сидящий у стены, и окрашенный таким образом, чтобы у зрителя возникла иллюзия того, что перед ним — обычный холст с обычным портретом. Чтобы создать такое произведение, может потребоваться несколько часов.
Alexa Meade
Другой значимой фигурой в этой области является Синтия Грейг, художник и фотограф из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует в работе не людей, а обычные бытовые предметы. Она покрывает их углём и белой краской для того, чтобы они со стороны выглядели плоскими.
Cynthia Greig Cynthia Greig Cynthia Greig
Форма
Согласно теории Иттена, в искусстве есть три основные формы:
- Квадрат — основан на горизонталях и вертикалях.
- Треугольник — основан на диагоналях.
- Круг — определяется циркульным движением.
Но Иттен выделял эти фигуры не буквально. Например, к квадратам он относил и прямоугольники, и кресты. А к кругам — овалы и эллипсы.
Прежде чем переходить к практике, Иттен советует внутренне определить все три характерные формы. Например, вот как он помогал студентам понять, что из себя представляет круг:
Стоя перед студентами, я начинал крутить рукой до тех пор, пока всё моё тело не начинало вовлекаться в это круговое движение. Я повторял это упражнение левой, потом правой рукой, сначала по отдельности, а потом вместе, то в параллельных, то во встречных направлениях. Чтобы изобразить круг, надо было прочувствовать непрерывность его линии. Так достигалась концентрация внимания на круге как форме. И только когда всё тело уже без каких-либо движений начинало чувствовать эту форму, то именно тогда можно было приступать к изображению круга на бумаге.
Иоханнес Иттен
После этого приступайте к абстрактным картинам на тему определённых фигур, а затем — учитесь показывать их объём с помощью тени и света.
Рисунок с подчёркнуто объёмной проработкой куба, шара, конуса и цилиндра. Ф. Брилл, Берлин, 1928 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
Объёмные тела, спроецированные на плоскость картины. Л. Шпрингфельд, Берлин. 1931 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
Занятие по созданию образа Иттен базировал на своих знаниях о контрасте форм. Он вместе со студентами находил и анализировал их, чтобы внимательно проработать каждый:
Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
С помощью контраста пропорций можно менять представление о предмете. Например, длинная линия кажется ещё длиннее на фоне короткой, и наоборот. Иттен отмечает, что искажать реальность таким образом можно, только когда нужно передать ирреальное состояние:
Упражнение на контраст форм и контраст светлого и тёмного. Ф. Дикер, Веймар, 1920 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
Анализ пространственного построения фрагмента картины Петруса Кристуса «Благовещение». У. Клемм, Берлин, 1929 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
С помощью упражнения со свободным расположением линий и плоскостей Иттен подготавливает почву для беспредметного восприятия формы. Композиция «Музыкальные инструменты» показывает, как с помощью него можно добиться созвучия форм.
«Музыкальные инструменты». Композиция с контрастными формами и пропорциями. А. Резе, Берлин, 1928 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
Важное значение имеют и акценты на картине. Если акцентная точка доминирует, взгляд зрителя будет неизбежно возвращаться к ней, важные детали кажутся незначительными, и цельное восприятие нарушится
Рассредоточенные акцентные точки в композиции «Митинг». Р. Роте, Берлин, 1928 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
Упражнение на фиксацию акцентных линий и точек в натюрморте. Р. Роте, Берлин, 1928 г. Изображение: «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других школах» / Издательство «Арон»
Иттен советует начинать писать картину с её конструкции — организовать плоскости и акцентные точки. Так вы сможете заранее определить её формат и скорее перейти от эскиза к законченной композиции.
Искусство – инструмент культуры
В описании проскакивает ключевое слово, но оно утопает в массе бессмыслицы
Это важное слово – «культура». Искусство – главный инструмент культуры
Именно через культуру проще всего понять термин «искусство».
Культура – то, что отличает человека от животного, это вся накопленная информация человечества, передаваемая из поколения в поколение. Животные находятся в постоянном развитии, передавая изменения своим потомкам через гены. Человечество же, кроме генетического развития, использует развитие информационное. Люди рождаются и умирают, но записанная ими информация навсегда остается в культуре, и постоянно доступна новым поколениям. Искусство – конкретные интеллектуальные или физические объекты, через которые транслируется культура.
Не нужно понимать культуру только как нечто лирическое, противопостовляемое научному и техническому. Официальная наука – лишь один из разделов культуры. В науке информация о внешнем мире тщательно разобрана, рассортирована, разложена по полочкам, и превращена в формулы. В культуре же содержатся не только формулы, но и плохо структурированная информация, которая пока не поддалась научному анализу. Люди уже ухватились за эту информацию, но ещё не осознали до конца, потому используют для её описания не точные слова, а многочисленные примеры, ситуации, поступки, похожие образы.
Ничего не напоминает? Вот эта вот плохо структурированная информация – это то, на чем основано искусство.
Искусство – передача неструктурированной информации.
Функции и свойства
Во все времена теоретики искусствоведения и культурологии говорили, что для искусства, как и для любого другого социального явления, характерны разные функции и свойства. Все функции искусства условно делятся на мотивированные и немотивированные.
Немотивированные функции – это свойства, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. Проще говоря, искусство – это то, к чему человека толкают инстинкты и что выходит за пределы практичного и полезного. К таким функциям относят:
- Базовый инстинкт гармонии, ритма и уравновешенности. Здесь искусство проявляется не в материальной форме, а в чувственном, внутреннем стремлении к гармонии и красоте.
- Ощущение таинственности. Считается, что искусство – это один из способов, позволяющих ощутить связь с Вселенной. Это ощущение возникает неожиданно при созерцании картин, прослушивании музыки и т.д.
- Воображение. Благодаря искусству человек имеет возможность применить воображение без ограничений.
- Обращение ко многим. Искусство позволяет творцу обращаться к целому миру.
- Ритуалы и символы. В некоторых современных культурах есть яркие ритуалы, танцы и представления. Они являются своеобразными символами, а иногда просто способами разнообразить событие. Сами по себе они не преследуют какой-то цели, но антропологи видят в каждом движении смысл, заложенный в процессе развития национальной культуры.
А я могу дорого продать свои файлы с помощью NFT?
Скорее всего, здесь вы немного опоздали. В продажу и создание NFT уже включились коллекционеры и известные художники
Поэтому придумать что-то хайповое и привлечь внимание к своим цифровым произведениям обычным пользователям довольно сложно
Потенциально NFT можно использовать как объект инвестиций. По NonFungible, в 2020 году объем рынка NFT составил $250 млн. По сравнению с 2019-м показатель вырос почти на 300%.
Судя по последним новостям и участию таких игроков как Christie’s, в 2021 году рынок NFT может еще раз рвануть вверх. Но как долго продлится этот рост и что будет с ценами на уже реализованные цифровые объекты, предсказать невозможно.
Где и кому нужна история искусства?
Можно уверенно сказать, что история искусства нужна любому культурному человеку. Даже если вы не горите желанием распознавать художников по взмаху кисти или авторство оперетт по первым аккордам, в современном мультикультурном мире очень желательно иметь представление об искусстве разных периодов и регионов.
А уж если вы работаете с людьми, базовые знания об искусстве вам просто необходимы. Просто потому, что в центре внимания большинства произведений искусств – человек, его мысли и переживания, эмоции и желания. Изучив историю искусства, вы научитесь лучше понимать людей каждый день, изо дня в день и в самых разных обстоятельствах.
Кому пригодится история искусства:
- Менеджеры, управленцы, собственники бизнеса.
- Работники сферы обслуживания.
- Преподаватели школ, вузов, колледжей.
- Психологи, социологи, философы.
- Журналисты, обозреватели, корреспонденты новостных редакций.
- Завсегдатаи культурных мероприятий.
- Любители театра, живописи, архитектуры.
- Все, кто работает в совместных предприятиях.
- Все, кто общается в мультикультурной среде.
- Все, кто часто путешествует за рубеж.
Предполагается, что профессиональные историки, археологи, искусствоведы и культурологи познакомились с историей искусства на этапе обучения в вузе, и знают ее в объеме гораздо большем, чем может вместить в себя экспресс-курс, построенный по схеме «1 эпоха = 1 урок». Если это почему-либо до сих пор не так, очень рекомендуем пройти наш курс и хотя бы в общем и целом компенсировать пробелы в знаниях.
Синтетическое или настоящее
В современном мире существует большое разнообразие произведений искусства. Они обретают различные виды, формы, средства создания. Единственное, что осталось без изменений – это народное искусство, в его первобытном виде.
Сегодня даже простая идея считается искусством. Именно благодаря идеям, общественному мнению и отзывам критиков пользуются непреходящим успехом такие произведения, как «Черный квадрат», чайный сервиз, обтянутый натуральным мехом, или фотография реки Рейн, которую продали за 4 млн долларов. Сложно назвать эти и подобные им предметы настоящим искусством.
Итак, что такое настоящее искусство? По большому счету это произведения, которые заставляют задумываться, задавать вопросы, искать ответы. Настоящее искусство привлекает, хочется любой ценой заполучить этот предмет. Даже в литературе русские классики писали об этой притягательной силе. Так, в повести Гоголя «Портрет» главный герой тратит свои последние сбережения на приобретения портрета.
Настоящее искусство всегда делает человека добрее, сильнее и мудрее. Обладая бесценными знаниями и опытом, что собирались на протяжении многих поколений, а теперь доступны в приемлемой для восприятия форме, человек имеет возможность развиваться и совершенствоваться.
Настоящее искусство всегда делается от чистого сердца
Неважно, что это будет – книга, картина, музыка, пьеса. Зритель почувствует
Обязательно почувствует то, что хотел передать создатель. Почувствует его эмоции, поймет его мысли, вместе с ним отправится на поиски ответов. Настоящее искусство – неслышный разговор автора с человеком, после которого слушатель/читатель/зритель уже не станет прежним. Вот что такое настоящее искусство. Настоящий концентрированный сгусток чувств. Как писал Пушкин, оно должно жечь сердца людей, и неважно чем — глаголом, кистью или музыкальным инструментом. Такое искусство должно служить людям и вдохновлять их на перемены, развлекать, когда грустно, и вселять надежду, особенно тогда, когда кажется что выхода нет. Только так, по-другому и быть не может.
Сегодня существует много странных, иногда даже нелепых предметов, которые именуются произведениями искусства. Но если они не способны «зацепить за живое», значит, относиться к искусству априори не могут.
«Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах»
Эта книга позволяет прикоснуться к искусству, которое долгое время (почти столетие) было практически забыто, а в настоящее время заняло достойное место в истории искусств. Нет художников, которые были бы интересны, понятны и любимы всеми. Но прежде чем заявить «я не люблю искусство прерафаэлитов», нужно хотя бы попытаться их понять. В этой книге рассказана история создания и развития целого направления в английском искусстве: через разных художников и их картины, их сопоставление и сравнение друг с другом. Такие книги очень хороши, когда человек хочет подготовиться к посещению выставки или лекции.
Функции
Функции | |
Общественно-преобразующая | – оказывает эстетическое воздействие, включая идеи о преобразовании действительности. |
Художественно-концептуальная | – анализ окружающей действительности. |
Воспитательная | – учит гуманистическим взглядам, формируя личность, чувства и помыслы людей. |
Эстетическая | – прививает хороший вкус. |
Компенсаторная | – возвращает утраченное спокойствие и гармонию, восстанавливает психическое состояние. |
Предвосхищение | – предвосхищает будущее. |
Внушающая | – действует на психику человека. |
Гедонистическая | – влияет на взгляды человека: учит смотреть позитивно и оптимистично; доставляет наслаждение. |
Познавательная | – осваивание недоступных науке сторон. |
Синтезирующая | – осуществляет хранение ценностей и символов, имеющих значения для человека. |
Коммуникативная | – осуществление общения. |
Рекреационная | – оказывает умиротворённое воздействие: дарит отдых и свободу от дел. |
Стиль искусства
Понятие «стиль» — это своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение. Художественным (высоким) стилем называется направление, вовлекшее в себя все виды искусства. Например, барокко – высокий стиль, а рококо – направление. К великим или высоким стилям относятся классика античности, романский стиль и готика в Средние века, ренессансный стиль, обозначивший собой переходный период от Средних веков к Новому времени, барокко и классицизм в Новое время. Последним крупным стилем на рубеже XIX – XX вв. стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства. Соединение нескольких видов искусства в одном произведении называют синтезом искусств. Иначе говоря художественный стиль достигает наивысшего уровня, когда вовлекает в себя все виды искусства. Сложившись в определенную историческую эпоху, высокие стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм XVII в. во Франции взял основу из античной классики, при этом он сильно отличается от неоклассицизма второй половины XVIII в. и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений эклектики второй половины XIX – начала ХХ вв.
Пластические или пространственные виды искусства
Изобразительное искусство
Этот вид творчества имеет целью воспроизведение окружающего мира и ощущение его визуально. Ради этого вида искусства многие художники бросали спокойную, сытую жизнь и сгорали на алтаре искусства. Работы мастеров становились причинами политических столкновений и воин. Коллекционеры готовы были навлечь на себя проклятие. Вот на что готовы люди ради искусства.
- Живопись. Искусство изображать действительность красками. Она представляет собой предметы, изображённые разноцветной палитрой на поверхности. Художник может выражать свой внутренний мир и эмоции на холсте, мольберте и картоне. Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, монументальный, миниатюрный.
- Графика. Искусство изображать предметы штрихами и линиями. С одной стороны, этим могут заниматься и взрослые, и дети, имея только лист бумаги, краски, карандаши. Но не всё так просто, и ошибаются те, кто считает, что графика общедоступна. Это сложный вид, которому нужно обучаться при желании стать мастерами этого дела. Художник наносит штрихи, линии и пятна на плоскости (дерево, металл, сооружения, картон и так далее), используя одну — две цветовые гаммы (в некоторых случаях, можно воспользоваться и большим количеством). Этот жанр подразделяется на несколько видов: станковый, компьютерный, журнальный и газетный, книжный, прикладной и промышленный.
- Скульптура. Художник выражает свои произведения из твёрдых и пластичных материалов, имеющих объёмную форму. Запечатлённые произведения в материалах способны передать жизненный облик предметов творения. Этот вид подразделяется на несколько видов: скульптура малых форм, монументальный, станковый, мелкая пластика и монументально — декоративный.
Конструктивное искусство
Мастер выражает своё творчество в воспроизведении художественных построек, организующих пространственно-предметную окружающую нас среду, при этом ничего не изображая. Подразделяется на два жанра:
- Архитектура. Основывается на жизни, взглядах и идеологии общества и легко приспосабливается к перемене стиля в различные исторические периоды жизни. Этот жанр подразделяется на несколько видов: градостроительство, ландшафтная и архитектура объёмных сооружений.
- Дизайн. Это эстетический символ современного мира. Создавая шедевры, проектировщик закрепляет своим творчеством стиль эпохи. Он подразделяется на несколько жанров: выставочный, предметный, ландшафтный, дизайн интерьера, одежды и книг.
Декоративно-прикладное творчество
Творческие произведения данного искусства имеют практическое употребление в повседневной жизни. Основой этого искусства являются различные отрасли творческой деятельности, направленные на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Подразделяется на несколько видов:
- керамика;
- ковка;
- стекло;
- гобелен;
- глиняная игрушка;
- шитьё;
- аппликация;
- стеганые изделия;
- художественная обработка кожи;
- ткачество;
- витраж и многое другое.
Классификация
Искусства могут быть классифицированы по разным критериям. Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя действительность, неизобразительные же виды искусства воплощают внутренний мир. Неизобразительные искусства по типу выражения и восприятия делятся на музыкальное, танцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. Различным видам искусства присуща жанровая дифференциация.
По динамике искусства можно разделить на пространственные и временные. По утилитарности искусства делятся на прикладные и изящные (чистые).
По материалам искусство можно делить на виды, использующие
- традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)
- современные способы хранения информации (современная электротехника, цифровые вычислительные машины)
Медиаискусство: компьютерное искусство, цифровая живопись, сетевое искусство и т. д.
звук (слышимые колебания воздуха)
Музыка: классическая, академическая, электронная (см. музыкальные жанры и стили)
слово (единица языка)
каллиграфия, песни, литература (проза, поэзия)
посредника-человека (исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)
~ Виды искусств | Статические | Динамические | |
Изобразительные | живопись, графика, скульптура, фотоискусство, граффити | немое кино | |
театр, опера, эстрада, цирк, киноискусство | |||
Неизобразительные | архитектура, декоративно-прикладное искусство, литература | музыка, хореография, балет, радиоискусство |
Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства, компьютерные игры и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения.
Проявление предпринимательского таланта проявляется в искусстве построения бизнес системы . Создание нового бизнеса не может быть сведено к заранее определенной последовательности действий и давно признано особым видом искусства в социально-экономической среде.
Иногда вместо термина искусство применяют синоним иностранного происхождения арт: пиксел-арт, ОРФО-арт , арт-терапия, боди-арт (один из видов авангардного искусства), видеоарт, саунд-арт, нет-арт.