Обзор crusader kings 3. сам себе феодал
Содержание:
- Культуры
- Общие законы о наследовании
- Mechanics unlocked at duke rank[edit | edit source]
- Игра породила миллион мемов
- CK3 Владения
- Рабочее обучение в игре от Paradox!
- Ролевая система стала еще круче
- Эксперименты с историей
- Как работают контроль и развитие в Crusader Kings 3?
- Гардарики, 867 г.
- 2.Отголоски фараонов: кушиты Дарфура
- Mechanics unlocked at king rank[edit | edit source]
- Лучшая стратегия Paradox стала еще круче
- Вассалы
- Королевство Сицилия, 1066 г.
Культуры
Культура в Crusader Kings 3 представляет собой язык, обычаи и технологии, которые использует персонаж или страна. Вектор развития государства строится на этом показателе. Культура определяет инновации, титулы и некоторые другие геймплейные особенности, которые могут использовать персонажи. Правители могут менять вектор развития своего округа.
Каждая культура принадлежит к группе схожего происхождения. Персонажи в одном и том же мире будут иметь мнение друг о друге -5, если они принадлежат к разным культурам внутри одной группы, и -15, если они принадлежат к разным группам.
Округа могут вступить в конфликт со своим прямым сеньором, если он или она принадлежит к другой культуре и особенно к иной группе. Персонажи могут избежать этого, предоставив титул вассалу той же культурной группы, что и графство.
Правитель может принять культуру своей столицы, если заплатит за это престижем, при условии, что придворный капеллан его поддержит. Каждый близкий член семьи, разделяющий взгляды правителя, примет новую доктрину. Вассалы, разделяющие культуру правителя, владеющего графствами с новыми взглядами, также могут решить принять их.
У каждой культуры есть хотя бы один правитель. Культурным главой всегда является персонаж, владеющий большинством округов с данной культурой. Руководители культуры могут выбрать нововведение, которое улучшит прогресс открытий на +20%.
Общие законы о наследовании
Есть два типа законов о наследовании, доступных всем цивилизациям, и я говорю «все», потому что вам нужно выполнить определенные требования, чтобы разблокировать каждую. Как только ваш главный правитель умрет, у вас будет либо основной, но несколько наследников, либо единственный наследник.
Конфедеративный раздел
Это начальный закон о наследовании для большинства племенных наций. После вашей смерти все ваши титулы будут разделены между вашими детьми поровну. Система даже создаст новые титулы для младших наследников, если их будет недостаточно. Наследнику игрока (то есть персонажу, которого вы будете играть) всегда дается основной титул, столица королевства и прямые титулы де-юре, связанные с ними.
Младшим братьям и сестрам присваиваются равные титулы, если таковые имеются. Если это не так, им будет выдан следующий доступный титул.
Например, если вы король, ваш главный наследник станет королем. Поскольку доступен только один титул этого уровня, остальные ваши дети получат титулы герцогства. Если вы еще не основали королевство, вместо этого ваше королевство будет разделено на множество разных герцогств.
Последствия:
- Прямое мнение вассала: +5
- Мнение Дома: +5
- Подходящее мнение ребенка: +10
Раздел
Единственная разница между Partition и Confederate Partition заключается в том, что новые заголовки создаваться не будут. Теоретически это может помочь контролировать текущий баланс мощности.
Последствия:
- Прямое мнение вассала: +5
- Мнение наследника игрока: +10
- Допустимое мнение ребенка: +5
Требования:
- Ограниченные полномочия короны
- Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
- Разблокированы инновации в наследственном правиле
- Феодальное или клановое правительство
Высокий раздел
Опять же, High Partition основан на Confederate Partition. Однако вместо того, чтобы дробить все ваши титулы и владения, большинство из них передается вашему основному наследнику. В преемственности с высоким разделом наследник игрока всегда наследует как минимум половину титулов недавно умерших.
Последствия:
- Прямое мнение вассала: +5
- Мнение наследника игрока: +5
Требования:
- Ограниченные полномочия короны
- Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
- Разблокированы инновации в наследственном правиле
- Феодальное или клановое правительство
Первородство
Следующие три закона о наследовании намного более просты, когда все ваши титулы принадлежат одному человеку. Первородство — первое из них, в котором ваш старший ребенок наследует все.
Последствия:
- Мнение наследника игрока: +20
- Подходящее мнение ребенка: -5
Требования:
- Высшая власть короны
- Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
- Разблокированы инновации первородства
- Феодальное или клановое правительство
Ultimogeniture
Если возраст вызывает беспокойство, вы также можете отдать все, что у вас есть, своему младшему ребенку.
Последствия:
- Мнение наследника игрока: +20
- Подходящее мнение ребенка: -5
Требования:
- Высшая власть короны
- Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
- Разблокированы инновации первородства
- Феодальное или клановое правительство
Старшинство дома
Если вам не нравятся ваши дети, вы также можете передать все свои титулы старшему члену дома. Это заставляет ваших детей не любить вас, но может сделать дом более счастливым.
Последствия:
- Прямое мнение вассалов: -5
- Мнение Дома: +5
- Подходящее мнение ребенка: -15
Требования:
- Высшая власть короны
- Нет могущественных вассалов с отрицательным мнением о вас
- Разблокированы инновации первородства
- Феодальное или клановое правительство
Mechanics unlocked at duke rank[edit | edit source]
- Demesne levy size modifiers:
- Capital county bonus: All holdings directly owned by the duke-tier character within the capital county recieve +50% levy bonus if the ruler is independent;
- Capital duchy bonus: All holdings directly owned by the duke-tier character, inside every de jure province located in the capital duchy (excluding the capital county itself), recieve +25% levy bonus if the duke (or equivalent) is independent, or +15% if the duke is a vassal.
Activates passive generation of technology points for non-nomads.
«Emergency» usurp: If a Duke+ would become unlanded after losing a war, and a vassal controls a de jure county, they’ll usurp the county from the vassal.
Grand duke title: If the duke-tier character holds two or more duchies, they earn +1 demesne limit
Enables use of crown focus (requires The Reaper’s Due Expansion): An independent (or powerful vassal) duke-tier character may improve a province of their demesne by increasing its prosperity yearly gain and triggering events
-
Laws Panel: An independent duke-rank liege may change the following legislation:
- All previous laws unlocked by independent rulers;
- «Centralization» law and «Tribal Organization» law (for tribal rulers). If Conclave DLC is active, they are accessible under realm laws tab;
- If the Conclave Expansion is inactive, the Crown Authority law is enabled if a duke-tier character creates a title. At each new level, this law allows title revocation, control of vassal inheritance, war among vassals, and unlocks additional succession types.
Игра породила миллион мемов
Заявление, к которому не готовы любители более популярных игр: Crusader Kings 2 – самая меметичная игра в истории. Фанаты Доты достают мемы про Паджика и Течиса, а Денди бежит танцевать гангам-стайл, но смотрите сами:
1. Это единственная игра, где вы можете с помощью небольшого бага заменить жителей страны на лошадей. А затем и вовсе превратить одну отсылку к Калигуле в людской геноцид.
2. Это единственная игра, которая на релизе тормозила из-за того, что все греки каждый день просчитывали, кого можно кастрировать, а кому – вырезать глаза.
3. Это единственная игра, в которой соблазнение Папы Римского не просто странная деталь, а вполне рабочая стратегия, позволяющая пользоваться его властью над католическим миром без особых проблем.
4. Это единственная игра, где вы, перепутав сабреддит, можете испугаться за чью-то жизнь, когда прочтете заголовок «Мой сын от сестры-жены родился тупым. Как мне его лучше убить?»
5. Это единственная игра, в которой комьюнити сначала орет DEUS VULT, а потом устраивает священный джихад.
И это мы еще даже не копнули в самую суть Crusader Kings.
CK3 Владения
Существует также сам замок, который можно улучшать, что увеличивает бонусы для этого типа и является предпосылкой для улучшения зданий в графстве. Для Замка это означает, что вы увидите небольшое повышение налогов, несколько уровней укреплений, умеренные сборы и значительный гарнизон.
Некоторые здания привязаны к типам местности, например торговый порт, для которого требуется прибрежная граница, но они в основном не требуют пояснений и по большей части здания могут влиять на владение, округ или королевство. Есть исключения из этого, о которых мы поговорим позже, но на данный момент это три основных
Обратите внимание, что все эти бонусы складываются аддитивно даже в нескольких версиях одного и того же здания, где это применимо
То, что вы выберете, будет зависеть от того, что вам нужно больше всего в данный момент, и все здания могут быть заменены позже, хотя вы потеряете первоначальные вложения. Хорошей отправной точкой может быть строительство нескольких зданий с преимуществом защитника, таких как Аванпост и Бейли. Во время оборонительного сражения эти модификаторы броска могут превратить поражение в победу, но если вы выберете только один, Бейли даст гораздо лучшие преимущества и останется жизнеспособным в конце игры. По совпадению, некоторые из них также являются самыми дешевыми вариантами, что делает их еще лучшим выбором для ранней игры.
Следующим шагом должно стать увеличение ваших личных сборов. Как и в большинстве случаев, все сводится к количеству, и возможность собрать даже несколько дополнительных сотен человек в начале игры имеет огромное значение в том, кого вы можете победить. Многие здания, повышающие ваш уровень Леви, также предлагают бонусы всего Королевства для воинов, которые будут вашими сильными противниками.
Возьмем, к примеру, военные лагеря. Они добавят большое количество к вашему Леви, а также увеличат урон и выносливость лучников и застрельщиков, которые составят более дешевый из ваших Men-at-Arms и, как таковые, станут предпочтительными юнитами в начале и в середине игры. Как мы упоминали выше, вы можете складывать бонусы, поэтому, если у вас есть два здания, которые усиливают лучников, оба будут засчитаны. Это также относится к другим удерживаемым графствам, где у вас могут быть те же два здания и второй раз получить тот же бафф.
Третий приоритет, от которого, вероятно, стоит отказаться от преимущества защитника, когда ваша позиция станет более надежной, — это налоги. Все правители должны облагать налогом своих людей, а золото имеет огромную ценность, особенно во время войны, когда ваши собранные армии внезапно затягивают вас в черную дыру долга, которая подрывает ваши боевые способности.
Налоговые здания часто имеют побочный эффект в виде увеличения роста округа, который на низких уровнях не имеет большого значения, но при развитии 50/100 вы можете получить дополнительные 25% налога и размера сбора для этого холдинга. Общее развитие в ваших графствах культуры также определяет, насколько быстро вы сможете получить новые инновации (технологии), поэтому на их разработку стоит потратить время.
Одно замечание для развития заключается в том, что ландшафт столицы графства имеет значение. Если вы начнете с водно-болотных угодий, вы получите -25% прироста, что превышает количество построек для роста в ранней игре. Позже вы сможете преодолеть этот процент, но, возможно, стоит построить себе второй Замок, если у вас есть пустая провинция, и перенести туда свою Столицу Королевства.
Рабочее обучение в игре от Paradox!
Обучение в предыдущей части было настолько плохим, что людям рекомендовали идти на YouTube за гайдами, но теперь игроку для общего понимания игры достаточно заглянуть в специальный раздел – пожалуй, впервые в истории Paradox.
Кроме самого обучения теперь отлично работают и всплывающие подсказки – в них всегда можно найти что-то нужное, особенно если вы сталкиваетесь с новым меню.
На пользу новым игрокам идет и чистота интерфейса – хотя после долгих лет в CK2 привыкать пришлось пару часов. Конечно, не все вещи объясняются сразу, но в целом, серия Crusader Kings никогда не была такой доступной как сейчас.
Ролевая система стала еще круче
В Crusader Kings 3 улучшили и без того прекрасные элементы RPG. Все благодаря двум нововведениям – стрессу и образу жизни.
Стресс накапливается, когда ваш герой делает что-то, что ему совсем не нравится. На форумах, посвященных Crusader Kings, систему часто критикуют – мол, играть стало сложнее, а минусы, получаемые от высокого уровня стресса, довольно сильно бьют по персонажу. Но если раньше вы, например, спокойно совершали тайные убийства за персонажа со всеми положительными характеристиками, то теперь важен ролеплей. Вы чаще думаете, что выбрать в каком-то ивенте: хороший результат или посредственный, но без стресса.
Из-за стресса персонаж сначала получает плохие “приобретенные свойства”, а потом превращается практически в овощ или даже умирает. Правда, в некоторых моментах разработчики все же переборщили – теперь застенчивые персонажи практически неиграбельны из-за того, что они получают много стресса. Но это решается одним патчем, в целом же система просто прекрасна.
Второй новый элемент отличного отыгрыша – система образа жизни. Теперь вы развиваете персонажа через гораздо более проработанные паттерны. В CK2 все сводилось к 12 вариантам и нескольким ассоциированным с ними ивентами, а теперь это настоящие древа выбора, как в полноценных RPG.
Хотите быть суперуспешным воином? Пожалуйста. Хотите ролеплеить кардинала Ришелье? Нет проблем. Можно, конечно, хватать только самые нужные способности из различных древ и стараться «мин-максить», но гораздо интереснее отыгрывать персонажа с определенным уклоном. Кстати, в том древе, которое соответствует обучению вашего персонажа, вы получаете на 20% больше опыта – еще один намек от разработчиков на ролеплей.
Эксперименты с историей
Crusader Kings III — отличный инструмент для изучения истории, помогающий понять причины княжеской усобицы и то, как на самом деле работал феодализм, некоторые элементы которого, кстати, спокойно дожили до современности. Игру, как и многие другие стратегии Paradox, определенно стоит использовать в школе.
А еще с помощью Crusader Kings III можно проводить интересные исторические эксперименты. Например, создать собственную религию с ритуальным каннибализмом и съесть Папу Римского, как сделал один из игроков. Или попытаться объединить Русь в преддверии монгольского нашествия и встретить захватчиков общим фронтом с привлечением европейских союзников. Или, играя за полабских славян, попытаться сопротивляться германской экспансии на восток и сделать Ганзу великой славянской торговой республикой. Или объединить разрозненные африканские племена вокруг Гана и осуществить вторжение в Европу, как в сериале Noughts + Crosses. Возродить Византийскую империю в границах Римской. Сделать так, чтобы Век викингов не закончился. Сделать Эфиопскую империю сильнейшей страной мира…
В этой игре возможно все, и все средства хороши для блага семьи. Даже убийства членов семьи. Даже самоубийство, имеется здесь и такая опция. Подкупайте, договаривайтесь, стройте заговоры, участвуйте в войнах, заключайте своих родственников в тюрьму и продавайте захваченных врагов, обращайте всех в свою веру или становитесь безбожником, убивайте пленников и соблазняйте родственников. Это действительно настоящая игра престолов. Crusader Kings III не раз еще удивит вас, когда окажется, что в игре есть опции, о которых вы и не подозревали. Например, посетить бордель, завести кошку или найти секретную деревню.
Каждая новая партия здесь полна открытий, и в Crusader Kings III действительно можно застрять очень надолго. Но помните, игра закончится, как только ваш род прервется или наступит 1443 г. Ведь в 1444 г. начинается Europa Universalis.
P.S. Графика, по сравнению с предыдущей версией, стала действительно намного лучше, хотя игра и использует все тот же старый добрый движок Clausewitz 2, на котором построены все игры Paradox Development Studio за последние 10 лет.
P.P.S. Как это обычно бывает у Paradox, ждите выхода десятков DLC с контентом и косметикой, хотя в случае Crusader Kings III даже базовая версия игры имеет на удивление много опций.
4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы:
Многогранная симуляция отношений между правителями и подданными в Средневековой Евразии и Африке; масса интересных ситуаций, которые генерирует игра; великолепный полигон для экспериментов по альтернативной истории; улучшенная графическая часть и интерфейс; удобная система всплывающих подсказок; одна из самых простых в освоении игр Paradox
Минусы:
Некоторое количество некритичных глюков и ошибок локализации; Империя Россия в IX-XV веках; как и ко всем играм Paradox, к Crusader Kings III выйдут десятки контентных и косметических DLC
Вывод:
Одна из лучших на сегодня гранд-стратегий Paradox Development Studio и одна из самых дружелюбных к неофитам
Как работают контроль и развитие в Crusader Kings 3?
Контроль и развитие — важные аспекты прибыльности и успеха вашего непосредственного владения. Однако их может быть немного сложно проработать, поэтому вот наше руководство по улучшению разработки и контроля вашего домена, а также о том, для чего каждый из них полезен.
Как работает контроль в Crusader Kings 3
Контроль показывает, какое влияние ваш персонаж оказывает на данное графство. Максимальное количество — 100, и все, что ниже этого, повлечет за собой штрафы как по сборам, так и по налогам — 0,5% за точку контроля для сборов и 1% для налогов. Ваш личный домен должен иметь 100% контроль, если это возможно, потому что вы получаете все преимущества более высокого уровня контроля, а не только небольшой процент, предлагаемый доменами ваших вассалов.
Как повысить контроль
Конечно, более высокий контроль во всем вашем царстве не помешает, и есть несколько способов улучшить ваш уровень контроля, чтобы дать себе больше налогов и сборов. Некоторые из них могут занять некоторое время, но есть несколько способов:
- Базовое значение увеличивает контроль на 0,1 в месяц
- Перки стиля жизни, такие как Serve the Crown (+0,3), дают дополнительный контроль над ростом в месяц.
- Контроль святых мест вашей религии в значительной степени увеличивает контроль
- Некоторые здания, такие как здание герцогства Дворцов досуга, могут увеличить контроль над всеми владениями в герцогстве.
- Используйте своего маршала, чтобы усилить контроль в округе (щелкните нижнюю опцию в его меню совета) — усилен перком Строгая организация
Если ваш лидер специализируется на боевых действиях, вы даже можете получить бонусы от максимального контроля над округом. Перк «Абсолютный контроль» дает вам бонусы к налогам и сборам, когда у вас 100 контроль, что делает его отличным выбором для вашей местной империи, особенно когда вы обновляетесь до перка Смотритель, который улучшает фактор роста вашего контроля на + 50% месяц.
Как работает разработка в Crusader Kings 3
Вы можете увидеть свой текущий уровень развития, нажав на выбранное вами земельное владение и проверив число справа от слова «развитие». У него максимум 100, и он медленно, но верно поднимается каждый месяц — вы можете увидеть разбивку, наведя курсор на свой номер развития. Уровень развития напрямую влияет на ваш лимит снабжения, сборы и налоги, увеличивая последние два на 0,5% за точку развития, поэтому вы захотите развивать свои города как можно более последовательно.
При разработке лучше держать его под рукой. Сосредоточьте свое развитие на ваших непосредственно контролируемых графствах, так как вы получите от этого 100% выгоды, а не ваши вассалы, снимающие бонусы.
Как увеличить развитие
Итак, как вы можете улучшить свое развитие? Есть несколько способов улучшить свое царство в долгосрочной перспективе. Совершенно стоит сделать и то, и другое, если вы хотите создать сильное маленькое королевство и если вы больше склонны к экспансии. Вот несколько способов улучшить свой уровень развития в Crusader Kings 3:
- Соседние города — если у вас есть прямой контроль над соседними округами, они разделяют их развитие
- Черты ориентации на образ жизни, в том числе централизация и ученость
- Попросите своего советника увеличить развитие в округе (средний вариант в меню стюарда) — улучшено перком Планируемое культивирование
- Выбирайте города на основе ландшафта, например, в Марракеше есть оазис, который увеличивает рост застройки на + 10%.
- Здания в вашем округе могут увеличить развитие, например, Залы гильдий, которые на уровне 1 предлагают 5% -ное увеличение, если они находятся в том же округе, что и город, который вы пытаетесь развивать.
- Религиозные принципы могут способствовать развитию ваших городов, как и святые места, принадлежащие правителю, который разделяет вашу религию. Например, Багдад предлагает + 10% в месяц, если он принадлежит вашей религии.
Убедитесь, что у вас есть целенаправленный центр для вашей империи, и развитие начнется без особых усилий. Это даст вам постоянно растущий источник дохода и сборов, предлагая долгосрочный рост для будущего вашей династии.
5
1
голос
Рейтинг статьи
Гардарики, 867 г.
Третью партию я вновь начал за варягов. Основатель династии, ярл Рюрик Смутьян, в 867 г. правит Хольмгардом (будущий Новгород), принадлежит к скандинавской культуре и исповедует асатрийскую веру. Он отличный полководец, а племенной устрой позволяет ему по поводу и без повода вторгаться в земли соседей, как ради грабежей и захвата пленников, так и с целью увеличения облагаемых данью территорий. Вот это вот классическое «Иду на вы!», оно отсюда. Кроме того, герб Рюрика – хорошо узнаваемый желтый двузуб на синем фоне. Решено.
Первым делом я добавил своему герою политического веса, создав королевский титул и сделав Рюрика королем Гардарики, именно так скандинавы называли в своих сагах Русь. Затем, чтобы избежать участи династии де Отвиль, я, в дополнение к королеве, завел себе трех наложниц и начал активно плодиться и размножаться. Попутно захватывая соседние княжества и насаждая везде скандинавский уклад жизни и веру в асгардийских богов.
И дело пошло. Гардарика, в союзе с Белой Русью, отхватили изрядный кусок Эстляндии, покорили Корелу, Чудь, Устюг и Ополье. Пару раз мы разграбили и сожгли Москву (алло, Paradox, Москва в IX веке, серьезно?). Единственной проблемой оставалось то, что племенной строй означает очень слабый контроль за вассалами, а леса и тайга Гардарики — не очень благоприятное место для возведения городов и повышения культуры населения. Плюс, чтобы вступить в более продвинутый по отношению к племенному строю феодализм, необходимо реформировать религию, что в случае с верой в асов очень проблематично, ведь все священные места находятся в Скандинавии.
Ошибкой было и введение скандинавской системы наследования, подразумевающей выбор наследника всеми ярлами, причем чем больше у вашего вассала владений, тем весомей его голос. Учитывая, что вассалы хотят видеть на троне слабого и внушаемого короля, а я — наоборот, каждая смена власти сопровождалась затяжной гражданской войной, разоряющей и без того небогатое королевство. Плюс набеги хазар и мордвы начали реально бесить.
Зато на ниве продолжения рода у Рюриковичей все было более чем отлично. У самого Рюрика было 13 детей, у наследовавшего ему короля Хельги Вещего (да, это он, тезка!) – 10, у следующего короля, Тотиля – 14, у Горма – 8. Да и кузены тоже времени зря не теряли. В итоге, благодаря плодовитости род Рюриковичей к 1000 г. насчитывал уже более 100 живых членов, а запутанная система наследования позволила включить в состав Гардарики Нормандию (мне даже предложили создать Нормандскую культуру), изрядный кусок иберийского полуострова и пару графств в Ирландии, Норвегии и Германии. Мало того, я, в роли короля Горма, успел повоевать с маврами в Испании, погрузив на драккары 10 тыс. викингов и наведя шороху в Севилье, Кордове и Фару. Это было весело.
Эта партия еще не закончена, но думаю, что с такой плодовитостью мне под силу заселить Рюриковичами всю Европу и покорить континент силой меча и чресел.
2.Отголоски фараонов: кушиты Дарфура
(Изображение представлено: Paradox Development Studio)
В засушливом Сахеле Африки вы найдете нескольких последователей кушитской веры, которая является ветвью того же генеалогического древа, что и древнеегипетская религия, которой придерживались древние фараоны. Фактически, они являются потомками группы, которую когда-то признавали фараонами в Ливии. Их святые места стратегически расположены вдоль Нила, чтобы побудить вас подняться к морю с юга, сражаясь по пути с коптскими нубийцами и мусульманскими египтянами, прежде чем требовать Александрию и дельту Нила, чтобы изменить ваши древние обычаи. К сожалению, на самом деле вы не можете претендовать на титул фараона. Но я уверен, что моддеры рано или поздно это исправят.
Mechanics unlocked at king rank[edit | edit source]
- Separate succession laws for each held kingdom or empire
-
Crown laws for each held kingdom or empire:
- Investiture: Enables appointment of Catholic bishop characters either by the liege or by the Pope. If Conclave DLC is active, it is accessible under realm laws tab;
- If the Conclave Expansion is inactive, the Crown Authority law is enabled. At each new level, this law allows title revocation, control of vassal inheritance, war among vassals, and unlocks additional succession types
- On the other hand, if the Conclave DLC is active, the laws below replace Crown Authority and are located under realm laws tab:
- Controlled Realm Inheritance: Enables the liege to forbid inheritance of lower titles by characters living outside the realm;
- Vassal War Declaration: The king-ranked character allows free wars among their vassals, or permits vassals to wage external wars only, or disallows vassals to wage war at all.
-
Council (requires the Conclave DLC): Receives +1 Advisor
The «council authority» council law also becomes available if the king is feudal.
slot as an extra voting position which is visible only under «My Council» tab (if the council is empowered to vote on law changes)
Coronation (Requires Holy Fury and the character being Catholic/Fraticelli and feudal)
Лучшая стратегия Paradox стала еще круче
Paradox совершенно не разочаровала. На это указывают и рецензии в Steam, и оценки на Metacritic, и число игроков (пик в Steam – более 95 тысяч).
Улучшены почти все аспекты предыдущей части, добавлены в основу игры множество фич, которые ранее были закрыты DLC, введены новые функции и улучшена производительность.
Настоящих минусов у игры я не вижу, а те мелкие недочеты, что есть, будут решены первыми же патчами. Особенно релиз порадовал на фоне разочаровывающего Imperator: Rome и патча 1.30 для Europa Universalis IV, который, было ощущение, просто не тестировали.
Здесь же мы получаем отполированную стратегию, в которую разработчики очевидно вложили огромные силы. И у них получилось все.
Вассалы
Феодальная система Средневековья и Crusader Kings III вращается вокруг вассалов. Каждый вассал может быть сюзереном по отношению к своему набору вассалов, пока существуют более низкие титульные ранги.
Размер налогов и сборов, предоставляемых вассалом своему сюзерену, зависит от типа правительства:
- Феодальные устанавливают налоги и сборы на основании своих индивидуальных договоров.
- Племенные вассалы устанавливают налоги и сборы в зависимости от уровня славы сеньора, при этом минимальные суммы определяются властью племени.
- Вассалы клана предоставляют налоги и сборы на основании своего мнения по отношению к своему сюзерену, при этом минимальные суммы определяются короной.
- Теократия устанавливает налоги и сборы в зависимости от уровня преданности сеньора.
- Республиканские вассалы всегда платят своему сюзерену 20% налогов и 10% сборов.
Предел – это количество прямых вассалов (за исключением баронов), которое правитель может иметь без штрафов. Он в первую очередь основан на ранге основного титула правителя и может быть увеличен законами о титуле и специальными характеристиками.
- +20 – Граф;
- +40 – Король;
- +60 – Император;
- + 20 за право собственности на княжеский выбор;
- +20 за черту «Величайший из ханов»
Вассалы в Crusader Kings 3 – это важная часть геймплея, поэтому им стоит уделять особое внимание с первых минут игры
Королевство Сицилия, 1066 г.
Второй подход я тоже начал за норманна, но уже в конце Века викингов, в 1066 г. Герцог Роберт де Отвиль, властелин Апулии, той самой, что на кончике итальянского сапога, хоть и оставался норманном, но был уже католиком. Достаточно быстро я наделил его титулом короля Сицилии и начал отбивать эту самую Сицилию у мавров. А что, дело богополезное, Папа одобряет. Кроме того, необходимо было завершить собирание земель на севере, покорить Неаполь, Капую, Фоджа, Ланчано и Беневенто. Вот с последним-то и не задалось. Беневенто входит в Папскую область, а ссориться с Папой — очень уж дорогостоящее развлечение.
В Сицилии тоже не все прошло гладко. Одно из графств оставалось за Византией, а в этот исторический период она все еще остается одним из сильнейших государств Евразии, скромному королю Сицилии с ней не справиться (проверено двумя войнами)
Поэтому я переключил внимание на Африку и Сардинию. Моим преемникам, королям Ги I, Ги II и Франциску путем интриг и военной интервенции удалось подчинить себе почти весь Тунис и всю Сардинию
А еще мы очень удачно сходили в Крестовый поход. Пока толпа крестоносцев и сарацин без всякого толку топталась по Палестине, я высадился в Александрии и провел блестящий рейд по тылам врага, получив славу и звание ревнителя веры. В итоге мой протеже Нуньо де Отвиль в 1152 г. стал королем Иерусалимского королевства. Тут Crusader Kings III предложила мне бросить несчастную Сицилию и начать играть за короля Нуньо. Зная печальную участь королевств крестоносцев, я отказался. И, как оказалось, зря.
После двух гражданских войн у меня не осталось наследников мужского пола, погибших во время сражений и осад, и власть перешла к моей праправнучке, королеве Арианне де Отвиль, вдове дожа Венеции. Вот только беда, дети Арианны уже не принадлежали к дому де Отвиль, и в 1193 г., после ее смерти, династия прервалась и игра закончилась. Дом де Отвиль просуществовал 126 лет. Одними из самых ярких его представителей были короли Ги II и Франциск. Жуткие интриганы и умелые дипломаты, они унаследовали от родителей карликовость, так что выглядели почти так же круто, как Тирион Ланнистер в той самой «Игре престолов».